К Году культуры

Проектная деятельность в библиотеке: от замысла к реализации

В настоящее время нет, наверное, ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты, принимать участие в различных конкурсах. Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Что же  такое "проект"? Проект – комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата. Замысел проекта должен быть социально значимым. При этом он может быть очень скромным, но обязательно нужным кому-то.
Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации как целевых читательских групп, так и широкой общественности города. 
Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к кооперации и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.
В результате реализации проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.
У проекта есть свои свойства: 
- Временные ограничения 
- Момент начала и окончания работ (решения проблемы)
- Завершенность результата
- Решение крупной, хорошо структурированной проблемы 
- Реализация определенного объема ресурсов
- Явно выраженная цель. 
Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы
· Концепция 
· Разработка 
· Реализация 
· Завершение 
Начальная фаза проекта – разработка концепции, включающая в себя: 
- Сбор первичных данных и их анализ
- Выявление проблемной ситуации и необходимости в изменениях
- Определение цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, анализ окружения проекта, отбор участников проекта, определение возможных рисков 
- Определение возможных путей решения проблемы, их оценка, выработка на их основе предложений
 - Поиск финансирующих организаций и оформление заявок на финансирование. 
В первую очередь важно определить основную идею проекта. Необходимо определить: 
- Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
- Действительно ли основная проектная идея отвечает современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- Необходимо показать, как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными, реальной статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т.д. 
Наибольшую трудность вызывает формулировка цели и задач. 
Цель – конечный (отдаленный) результат или продукт, то, во имя чего предпринимается проект (общие утверждения, которые не могут быть оценены количественно). Это сформулированный желаемый результат с точки зрения пользователей или библиотеки, который имеет долгосрочный характер. Отвечает на вопрос – «зачем?». 
Задачи проекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации. Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия. Когда говорится «улучшение» или «повышение» чего-либо, то непонятно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным. Так как за задачами всегда стоят определенные результаты, лучше формулировать их глаголами (создать… объединить…изменить). 
Формулируя задачу, ответьте на вопросы: 
- Предусматривает ли задача определенный срок выполнения 
- Обозначено ли в задаче «что» и «как» вместо «зачем» и «почему»
- Поддается ли задача измерению и проверке (каким способом определить ее выполнение)
- Выполнима ли задача
- Понятна ли задача, сформулирована ли ясным и понятным языком 
- Не забудьте, что цели не равны задачам. 
Следующей фазой является фаза разработки. Ее главным содержанием является разработка основных компонентов проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ можно сформулировать так: 
· Назначение руководителя и формирование команды 
· Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов) 
· Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
· Заключение договора на получение финансирования.
Должно быть ясно, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Объясните, что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. 
На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта, необходимые для достижения поставленной цели. По мере осуществления проекта руководитель постоянно контролирует ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. 
На фазе завершения проекта достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта. Основное содержание работ обычно состоит в следующем: 
· Организация PR-кампании, проведение презентаций
· Введение объекта в действие
· Разработка методических материалов, публикаций в СМИ 
· Оценка результатов проекта и подведение итогов 
· Подготовка финансовых и содержательных отчетов для финансирующих организаций 
· Закрытие проекта.
Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями. 


Алгоритм оформления проектной документации

1. Титульный лист (название проекта, авторы, организация - заявитель)
2. Введение.
2.1.Краткое описание проекта.
Суть, изложенная в краткой форме – не более 5 предложений.
2.2. Постановка проблемы.
Описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволитель­но слегка преувеличить значимость темы проекта.
3. Цель проекта.
Чего вы хотите добиться?
4. Задачи проекта.
Что вы будете делать?
5. Участники проекта.
5.1. Руководители проекта.
5.2. Исполнители проекта.
5.3. Партнеры.
6. Содержание проекта.
Мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным ука­занием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответствен­ность.
7. Бюджет проекта – смета расходов.
8. Ожидаемые результаты.
9. Перспективы развития.

P.S. Результаты работы проекта:
 - проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив;
- это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации;
- это видимые результаты труда коллектива единомышленников;
- в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели, жители города (села, поселка);
- работа приносит радость, слова благодарности, способствует сохранению библиотек, привлечению внимания органов власти, объединений, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения;
- проектная деятельность способствует и личностному развитию. 

Список литературы:
Збаровская, Н. Проектная деятельность библиотек / Н.Збаровская // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 79 – 82. – (Кадры). 
Иванова, Б. Фандрайзингу нужно учиться / Б.Иванова // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 26 – 28. – (Экономика и рынок). 
Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова ; науч. ред. В.А.Минкина. – СПб. : Профессия, 2003. – 317 с. 
Коптяева, Е. Проект – это шаг вперед / Е.Коптяева // Библиотека в школе. – 2006. - № 11, 1 – 15 июня. – С. 5 – 7. 
Кузьмина, И.Работа над ошибками / И.Кузьмина // Библиотека. – 2001. - № 6. – С. 77 – 79. 
Макеева, И. Проект, еще проект / И.Макеева // Библиотека в школе. – 2005. - № 23, 1 – 15 декабря. – С. 21 – 22. 
Мэйхен, М. Как получить грант? / М.Мэйхен // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 22 – 25 ; № 4. – С. 9 – 11 ; № 5. – С. 28 – 31. – (Экономика и рынок). 
Пантюхова, Т. «Метод проблем». Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках / Т.Пантюхова // Библиотека в школе. – 2007. - № 11, 1 – 15 июня. – С. 3 – 7. 
Пурник, А .А. Проектное управление в библиотечной сфере: авторский семинар / А.А.Пурник // Молодые в библиотечном деле. – 2006. - № 4. – С. 4 – 27 ; № 7. – С. 35 – 47 ; № 8. – С. 3 - 19. 
Субарляк, Н. В. За проектной работой – будущее библиотек / Н.В.Субарляк // Молодые в библиотечном деле. – 2005 . - № 2. – С. 22 – 27. 
Шаскольская, М. Чтобы метод проектов не остался «в проекте» / М.Шаскольская // Первое сентября. – 2007. - № 7, 7 апреля. – С. 11. 
Юсупова, В. В чем преимущества проектного мышления / В.Юсупова, О.Урядова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С.43 – 45. – (Программно-целевая деятельность).

Виды проектов:
1. Пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Продолжительность его не более 30 дней.
2. Информационный проект - это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.
3. Инновационный проект -  это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.
4. Маркетинговый проект - это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.
5. Стратегический проект - это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.
6. Организационный проект - направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.
7. Партнёрский проект - это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.
8. Экономический проект - имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).
9. Образовательный проект - направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.
10.Социальный проект - направлен на улучшение жизни определённой категории людей.
11. Культурно-досуговый проект - это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно- досуговых зрелищных мероприятий, литературно - музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.
12. Проект повышения квалификации - направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.

Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.

 Проекты:
«С книжкой на скамейке» - парковый проект; 
«Нам не жить друг без друга» (по работе с общественными объединениями);
«С книжкой на ладошке» (продвижение книги и чтения среди дошкольников);
«Право и молодежь:век ХХI» ( проект ПЦПИ);
«Учимся быть здоровыми» (по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек);
«Солнце на книжной странице» (по организации чтения детей и подростков в период летних школьных каникул);
-  «В единстве прошлое, сегодняшнее и настоящее» (по сохранению историко-культурного наследия и самобытных традиций белорусского народа);
«Дресс-код для старой книги»  (для классических произведений русской и зарубежной литературы в старом переплёте подбираются новые суперобложки и иллюстрациями, так или иначе отражающими содержание книги или представляющими её главных персонажей (обложки подбираются с юмором);
 - Библиотерапевтический проект "Читайте и будьте здоровы!"
 - «День ЧТЕНИЯ - круглый год» ;
 - «Книга, или Совет звёздного читателя» - электронный проект;
- «По странам и контенентам» - проект интеллектуально-познавательных путешествий по страницам книг зарубежных писателей (знакомство с культурой, литературой, традициями зарубежных стран);
 - «Живой автограф» - встречи с писателями;
 - «На крыльях Книги - в мир игры и творчества»;
 - «Хочу читать!»;
 - «Время читать: книга и чтение в молодёжной среде»;
 - «Живописные сказки»;
 - «Вкусное чтение»;
 - «12 месяцев для чтения»;
 - «Вместе читаем - вместе играем»;
 - «Кукольная библиотека»;
 - «Дорога к чтению»;
 - «С.М.С.: Семья. Молодёжь. Социум»;
 - «Чтение - образование ума и сердца»;
 - «КИЧ!: К интересному чтению!» - проект-призыв;
 - «Читающие дети - читающая нация»;
 - «Здоровое поколение XXI века»;
  - «Молодёжная книга»;
 - «Чтение для всех»;
 - «ЧИТАЙмер: время читать!»;
 - «ПроЧТЕНИЕ»;
 - «Книжный чемоданчик»;
 -  «PROдвижение чтения»;
 - «С книжкой под мышкой»;
 - «Сказка - лучик золотой»;
 - «Подрастаю с книжкой Я»;
 - «С книгой по дорогам детства»;
 - «Чтение - молодёжное увлечение»;
 - «Поколение NEXT: книга или NET!?»;
 - «Поколение NEXTвыбирает... чтение!»;
 - «Большое чтение»;
 - «Вслух» (проводится в форме"свободного микрофона");
  - «Мир, увиденный сквозь книгу»;
 - «В каждой книжке свой секрет и ненужной книжки нет»;
 - «Расти с книжкою, малыш!»;
 - «Открытая библиотека»;
 - «Первые шаги к чтению»;
 - «Читающая среда: как вырастить талантливого читателя»;
 - «Библиотека для молодёжи»;
 - «Библиотека и молодёжь: надежды, желания, мечты»;
 - «Нам книга открывает жизнь»;
 - «Книги, помогающие жить»;
 - «Читает всё село»;
 - «Белая полка»: круг чтения для слепых и слабовидящих пользователей;
 - Проект для молодёжи «Книга в кадре»;
 - Проект «70-летию Победы - 70 патриотических дел»;
Пресс-проект «Миллион приключений» (формирование интереса к чтению детских периодических изданий);
- Проект по продвижению чтения «Лаборатория чтения« Шаг за шагом»;
- Проект по духовности  «Православная азбука библиотеки»;
- Проект по духовности «Под сенью духовности»



Программы:
«Расти с книгой, малыш»;
«Дружит с книжкой детский сад»;
 - «Чтение - путь к успеху»;
 - «Чтение в радость»;
 «Библиотеки и чтение в меняющемся мире»;
 - «Общение вокруг чтения»;
 - «Девчонки и мальчишки растут от книжки к книжке»;
 - «Вместе с книжкой и игрушкой»;
 - «Мы книгой открываем мир»;
 - «Чтение для души и сердца»;
 - «К книге и чтению - через досуг и общение»;
 - «Подростковый меридиан»;
 -  «Мы - за будущего читателя!»;
 - «Мир увлекательного чтения»; 
«Школа радостного чтения»; 
«Библиотека - мир, открытый всем» (воспитание толерантности у детей и подростков в условиях библиотеки);
«Незнакомая знакомая классика»; 
«Путешествие в страну Королевы Книги»;
«Забота»;
 «Семья у книжной полки»;
«К добру и пониманию открыты»;
«Сохрани себя для жизни»;
«Вместе в электронный век: компьютерная грамотность для лиц с ограничениями в жизнедеятельности»;
«Путь к профессии через библиотеку!»; 
«Духовность. Нравственность. Культура».